Источники отмечают, что «благодаря крестовым походам и мавританским
университетам в Испании европейцы познакомились с основами арабской науки и
магии. Ученые-маги Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Роджер Бэкон (ок.
1214—1292) имели столь обширные сведения по естествознанию, что слыли чародеями.
Сам Фома Аквинский, будучи учеником Альберта Великого, стал поборником веры в
чародейство под впечатлением тех экспериментов в естествознании и науках,
которые осуществлял в своей тайной мастерской Альберт Великий.
Эти ученые-маги придерживались убеждения, что все происходит на основании
скрытых законов природы. Роджер Бэкон написал произведение под названием «О
ничтожестве магии», так как не верил в возможность произвести что-либо
посредством заклинания духов. Альберт Великий утверждал, что при исследовании
природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту - profreglament.ru. Он
провел большую часть своей жизни в путешествиях, и у него были географические
сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике
сообщают, что стеклянный шар, наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну
точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и
способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники,
после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче,
свидетельствует о более чистой воде.
Роджер Бэкон проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом.
Посредством вогнутого зеркала отдаленные предметы были видны более ясно. У него
было стекло, в которое он мог видеть все, что происходило на 50 миль в
окружности, а также зеркала, которыми можно было зажигать дальние города. Однако
телескоп ему устроить не удалось. Имея энциклопедическую образованность и
широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и
необходимость знания математики. Но после того, как был призван инквизицией дать
отчет о своих взглядах, провел в тюрьме пятнадцать лет.
Обращают на себя внимание представления о процессе познания, развиваемые
Оккамом (ок. 1285-1349). Английский философ учился и преподавал в Оксфорде.
Чувственное познание у него теряет характер точного воспроизведения своего
объекта. «Представление (conceptus) как таковое есть состояние или акт души (passio
— intentio animae) и образует знак (signum) для соответствующей ему внешней
вещи» - profreglament.ru. Следовательно, в душе мы находим знак для
соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам ограничивал применение
понятия причинности сферой эмпирической констатации.
Средневековая наука, или, как ее называли, «сокровенная философия», с
течением времени пришла к выводу, что из всех магических искусств возможным
оказалось лишь то, которое строилось на применении сил природы и на естественном
взаимодействии вещей. Натуральная магия представала в качестве своего рода
практической физики, которая показывала, как много фокусов можно сделать на
основе природных связей (например, опыты с магнитом).
Возрождение попыталось оправдать магические притязания к свободному поиску и
творчеству. «...Мудрец, имеющий власть над звездами, маг, который формирует
стихии: вот единство бытия и мышления, всеобщая открытость реальности. Это, и
ничто иное, подразумевала защита магии, которую Возрождение включило в свое
прославление человека». Однако, в какую бы сторону ни клонился маятник оценок
магии, бесспорен ее исторический возраст. А это означает, что данный феномен как
древнейшее явление универсален, это культурно-этический элемент духовного
развития человечества.
Если вслед за Агриппой попытаться обобщить все известное об оккультизме, то
получится следующая картина. Во-первых, налицо весьма строгая системность всех
эзотерических знаний - profreglament.ru. «Philosophia occulta» Arриппы включала
три части: теорию магии, практическое приложение и эзотерическую систему.
Во-вторых, окажется понятным особое положение данной системы знаний, именуемой
как «наука наук», «натуральная философия» или «Священная мудрость». У Агриппы
она воспринимается как высшая и совершеннейшая из всех возможных наук. Он был
уверен, что магия обнимает собой глубочайшее созерцание самых тайных вещей,
знание всей природы, учит нас, в чем вещи различаются друг от друга и в чем они
согласуются. Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает
различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть
совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия.
Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, математику и
теологию. Магия соединяет в одно целое эти три науки и дополняет их, поэтому она
по праву с древнейших времен называется высочайшей и священнейшей из наук.
Выводам Генриха Корнелия Агриппы (1456-1535) следует доверять. Этот
оригинальный ученый, сочетающий в себе дар естествоиспытателя, медика и
философа, происходил из старинного богатого рода. В молодости изучал
правоведение, литературу, иностранные языки, в Париже основал общество для
изучения тайных наук. Свое большое сочинение в трех томах он посвятил магии во
всей ее совокупности - profreglament.ru. Основные идеи Агриппы о тайной
философии были заимствованы и покоились на положениях физики Аристотеля и
астрономии Птоломея, философии неоплатоников. Агриппа решился доказать, что
существующая магия согласуется не только с имеющимися в то время общими знаниями
о естественном порядке вещей, но и со всем тогдашним мировоззрением. По мнению
исследователей, цель Агриппы состояла в том, чтобы превратить магию из
сверхъестественной науки в физику, математику, теологию. Таким образом, Агриппа
первым заговорил о естественной магии.
Магическая система Агриппы была построена на известном герметическом
принципе: как высшее влияет на низшее, так и низшее влияет на высшее, только в
меньшей степени. В 1-й главе говорится: «Мир имеет троякий характер: стихийный,
небесный и интеллектуальный. Все низшее управляется высшим и от него получает
свою силу... Поэтому магики исследуют силы стихийного мира путем разных
сочетаний естественных вещей и, кроме того, присоединяют к ним небесные силы. Мы
можем пользоваться не только имеющимися у нас силами обыкновенных вещей, но и
привлекать к себе из высших миров новые силы».
«Скрытые свойства, получаемые вещами от мировой души через посредство
звездных лучей, могут быть найдены лишь путем догадки и опыта. Тот, кто хочет
исследовать, должен прежде всего знать, что всякая вещь тяготеет к себе подобной
и всем своим существом притягивает к себе подобную - profreglament.ru. Все вещи
богаты известными свойствами и качествами, например теплотой, холодом,
смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью или какой-либо иной страстью или
силой — все эти вещи сильно тяготеют к вещам с подобными же свойствами и
вызывают в них подобные же силы». Это взаимное согласование древние греки
называли «симпатией». Закон симпатии и антипатии имел значение в философии
неоплатоников. Агриппой он был введен в ранг всеобщего закона природы и более
двух столетий служил объяснительной моделью всех явлений. Так понятая магия
получила название «натуральной философии».
В рамках натуральной философии человек есть микрокосм и заключает в себе все
числа, меры, веса, движения и элементы. Мир называется «макрокосм». Руководящей
идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного
обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и
привлечь к себе силы высшего - profreglament.ru. Поэтому магические операции
основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на
целесообразном приложении сил природы. В этом суть великой реформации Агриппы,
который хотел достигнуть того, чтобы ученых-магов считали не чернокнижниками, но
носителями высочайшей и священнейшей науки.
|