Основные идеи конвенциализма были распространены Пуанкаре на математику и
физические теории: классическую механику, термодинамику и электродинамику. Их
основоположения объявлялись также удобными допущениями, отвечающими требованию
непротиворечивости.
«Когда я установил определения и постулаты, являющиеся условными
соглашениями, всякая теорема уже может быть только верной или неверной. Но для
ответа на вопрос, верна ли эта теорема, я прибегну уже не к свидетельству моих
чувств, а к рассуждению» - profreglament.ru. В третьей части книги «Ценность
науки» в разделе «Искусственна ли наука?» Пуанкаре разъясняет суть своей
позиции: «Научный факт есть не что иное, как голый факт в переводе на удобный
язык. Наука не могла бы существовать без научного факта, а научный факт — без
голого факта: ведь первый есть лишь пересказ второго». Однако ученый не
производит его свободно и по своей прихоти. Как бы ни был искусен работник, его
свобода всегда ограничена свойствами первичного материала, над которым он
работает.
Конвенциализм выступил как определенная методологическая концепция
истолкования науки. В ней разоблачался фетиш мифа о фактах, подчеркивалась роль
воображения и интуиции в науке. Конвенциалисты Пуанкаре и Леруа оправдывали
гипотезы ad hoc — для каждого отдельного случая. Это делало весь массив знаний
достаточно ненадежным, с одной стороны, и обусловливало застой в науке, примиряя
посредством гипотез ad hoc аномалии и противоречащие факты с существующей
теорией, — с другой.
С точки зрения платформы умеренного конвенциализма соотношение
концептуального уровня науки и реальности зависело от выбора понятийных средств,
правил и прагматических критериев - profreglament.ru. В конвенциализме нашел
отражение тот факт научного познания, что научные теории не являются
непосредственными обобщениями опытных данных, и в этом смысле конвенциальные
элементы неустранимы из корпуса науки. Поэтому большинство современных
методологических концепций содержат те или иные элементы конвенционалистской
эпистемологии.
Прямым следствием конвенциализма оказывается тезис о несоизмеримости теорий.
Он представляет собой такой тип развития науки, согласно которому сменяющие друг
друга теории не связываются логически, а используют разнообразные методы,
принципы и способы обоснований, так что их сравнение рационально невозможно.
Выбор осуществим лишь на основе мировоззренческих или социально-психологических
предпочтений. Тем самым развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а
научное сообщество предстает в виде разобщенных, исповедующих несогласующиеся
принципы группировок, не вникающих в доводы оппонентов.
Тезис о несовместимости теории лишает рационализм его главенствующего
положения, так как логика не выступает всеобщим универсальным основанием.
Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и
психологические предпочтения - profreglament.ru. Методология в своей нормативной
составляющей оказывается размытой, замещая последнюю описанием и рассуждением,
более свойственным истории науки и социологии, нежели философии науки.
|